Азбука сценического искусства. А – актёр

Актёр – профессиональный исполнитель ролей в театре и кино. В русский язык слово пришло из французского (acteur), куда в свою очередь попало из латыни (actor), что в переводе и означает «исполнитель».

Сегодня профессия актёра уважаема, а её представители знамениты и всеми любимы. Но так было далеко не всегда и не везде. В западной культуре престиж к ней вернулся только в конце XIX – начале ХХ века. Откуда вернулся?

Из Древней Греции. Первые достоверные свидетельства об актёрской деятельности встречаются именно тогда. В 534 г. до н.э. афинский поэт Феспид на празднике Великих Деонисий впервые начинает использовать актёра-декламатора, которые вступает в диалог с хором и изображает различных персонажей. Вскоре в рождающийся на глазах театр Эсхил вводит второго актёра, а Софокл третьего. Увеличение количества актёров нужно было в первую очередь драматургам, которые первое время сами играли в своих представлениях.

Актёрское мастерство в то время было делом не из лёгких. Кроме сильного голоса, необходимого в открытых театрах, актёры должны были уметь петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах. И проделывать всё это на котурнах – обуви на высокой подошве, которая предавала значимость образу и позволяла зрителям лучше видеть актёра – в громоздких масках, париках и неудобных костюмах с накладками. Высота подошвы котурн постоянно увеличивалась и со временем достигла 40-50 сантиметров. На таких «ходулях» просто устоять было сложной задачей, не говоря уж о танцах.

Три актёра должны были играть всех персонажей с речами, в том числе и женских, так как женщины не допускались не то что к участию, но даже к просмотру представлений. Такие ограничения обуславливались агоническим принципом всей древнегреческой культуры, то есть принципом соревновательности. Принцип трёх актёров позволял соперничать в равных условиях. Знаменитый лавровый венок появляется в качестве награды именно в соревнованиях первых драматургов.

Актёры всегда были свободными гражданами полиса и обладали высоким социальным статусом, активно участвовали в общественной жизни. Это и не удивительно, потому что сами представления считались священным действием. Профессиональные навыки открывали актёрам дорогу в высшее общество, они обучали ораторскому мастерству политиков, а иногда назначались послами в другие государства.

Кроме официального театра был и народный. Его представления разыгрывались на улицах и площадях, темы были в основном бытовыми, сатирическими, развлекательными, а частенько и непристойными. Играли в этих представлениях флиаки и мимы. Первые в гротескных костюмах и масках. Вторые без таковых. Иногда вовсе без какой бы то ни было одежды, то есть голыми. Конечно, ни о каком высоком социальном статусе этих людей речи уже не шло.

И так получилось, что в эпоху Римской империи классический греческий театр свою популярность потерял, а пантомима стала преобладающим жанром. Актёрская деятельность на века перестала быть престижной. И Нерон своим участием в представлениях нисколько не улучшал ситуацию, а только понижал собственный авторитет в глазах современников.

Когда Римская империя пала и наступило Средневековье, лицедеям стало ещё хуже. Говоря об этом периоде сложно использовать слово «актёр» в его современном понимании. Средневековый бродячий артист – гистрион – был одновременно и актёром, и музыкантом, и певцом, и фокусником, и акробатом, и дрессировщиком животных – всё сразу в одном флаконе. И крайне сомнительно, чтобы многие из них достигали высокого мастерства во всех своих навыках. Эти люди были гонимы и презираемы церковью, но монету свою зарабатывали, так как невозможно полностью искоренить в людях желание развлекаться. В конце концов, поняв, что если невозможно бороться, то надо возглавить, священники в IX-X веках сами начинают в праздничных литургиях играть короткие сценки из Евангелие. И хотя литургическая драма была изгнана из церкви уже в начале XI века, новый и безопасный путь для развития актёрского мастерства уже был открыт, стали появляться миракли – постановки о бытии святых – первые светские пьесы для высшего общества и городские торжества – мистерии – где религиозная тематика сочеталась с фольклором.

Однако всё это столетиями ставилось не профессиональными актёрами, а любителями. Первая профессиональная труппа сформировалась вокруг итальянского актёра и драматурга Анджело Беолько, деятельность которого привела к появлению в XVI веке комедии дель арте или комедии масок. Актёры в ней играли различные сюжеты в одних и тех же образах – масках. Всего известно около ста масок и некоторые из них знакомы нам всем и сейчас: глупый слуга Арлекин, скупой старик Панталоне, чиновник Тарталья, служанка Коломбина, ловкий слуга Педролино, чей образ во Франции видоизменился в более знакомого нам печального любовника Пьеро.

Наиболее успешные труппы итальянского театра: «Джелози», «Аччези», «Конфиденти» и другие гастролировали по Европе и добирались даже до России, давали представления при дворах монархов, имена актёров этих трупп были настолько известны, что сохранились до сих пор: Альберто Назелли, Фламинио Скала, Тристано Мартинелли и другие.

Комедия дель арте оказала огромное влияние на развитие европейского театра. Именно в ней впервые появляются профессиональные актрисы: Изабелла Андреини, Винченца Армани. В то время как в Англии все пьесы знаменитого Шекспира всё ещё игрались исключительно мужчинами.

Несмотря на всё возрастающую популярность театров сами актёры всё ещё оставались внизу социальной лестницы. В России, как известно, актёры вплоть до 1861 года были по большей части крепостными, то есть людьми практически бесправными. И далеко не всем, как Прасковье Жемчуговой, впоследствии графине Шереметьевой, доводилось выбиться в самое высшее общество.

Актёрское мастерство и отношение к нему кардинально изменились в начале XX века, когда сложились две актёрские системы, система «переживания» Константина Станиславского и система «представления» Бертольда Брехта, а молодой кинематограф гигантскими темпами набирал популярность. Разработка теории и практически научный подход к актёрскому мастерству значительно повысил качество работы исполнителей. А массовость и доступность кино сделала из актёров кумиров миллионов, почти небожителей – звёзд.

Первой суперзвездой Голливуда можно назвать Роско Арбакла, который был наставником намного более известных нам сегодня Чарли Чаплина и Бастера Китона. Его карьера рухнула, когда его ложно обвинили в изнасиловании и убийстве. В России самой популярной актрисой начала прошлого века была Вера Холодная. Сейчас подобное невозможно представить, но фильм «У камина» с её участием был в прокате с 1917 по 1924 год. Актриса скончалась в возрасте 26 лет от испанского гриппа в 1919 году. Удивительно перекликающиеся с современностью истории, не так ли?

Сегодня каждый из нас может назвать десятки и сотни имён известных актёров. Но многие ли из них сохранятся спустя века? Наверняка не все.