Постараемся хотя бы первое время придерживаться транспортной тематики и продолжим рубрику «ДК Москвы» рассказом о Дворце культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А.И. Лихачёва», одном из самых первых и самых знаменитых столичных ДК.
Его строительство началось в 1931 году на месте Симонова монастыря, по современному адресу: ул. Восточная, д.4, корп.1. Авторами проекта выступили братья Александр, Виктор и Леонид Веснины – одни из лидеров архитектурного конструктивизма тех лет. Так вышло, что большинство их проектов, признанных, одобренных, отмеченных призами различных конкурсов так и не были реализованы или не сохранились до наших дней. Одним из крупнейших реализованных проектов суждено было стать Дворцу культуры ЗИЛ. Но даже его проект был настолько амбициозен, что не реализовался в полной мере, отдельное здание театра на 4000 зрителей решено было не строить. Комплекс ограничился малым театром на 500 мест (впоследствии число увеличилось до 1200), завершённым в 1933 году, и Т-образным клубным корпусом, сданным в эксплуатацию 1937-ом.
Проект соответствовал пяти принципам Ле Корбюзье – одного из главных реформаторов архитектуры ХХ века – столбы-опоры, плоская крыша-терраса, свободная планировка, ленточное остекление и свободных фасад. Поскольку подобные здания в то время были в новинку, Константин Паустовский восхищённо писал в газете «Правда»: «Дворец культуры был похож со стороны на глыбу горного хрусталя. Он сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь». Кроме малого зала, ставшего главным, был построен репетиционный зал, помещения для кружков, буфет, а также зимний сад с настоящими фонтанами и даже обсерватория.
Однако в прекрасной первоначальной задумке здание простояло не так уж долго. Во время Великой Отечественной войны бомбёжкой были разрушены театральные перекрытия, а послевоенная реконструкция на скорую руку нарушила стиль интерьеров. Кроме того, низкое качество кровельных материалов привело к протечкам. Полноценная реконструкция длилась 10 лет, с 1966 по 1976 годы. Авторам проекта, Павлу Зиновьеву, Октябрине Лебедевой и Римме Алдониной (она же является известным детским поэтом), не ставилось задачи реставрации сооружения, поэтому часть элементов интерьера была переделана. Отказались от наливных мозаичных полов, положив вместо них паркет из разных сортов дерева, штукатурный потолок зрительного зала в форме концентрических кругов был заменён на ребристый плафон, заменили систему освещения в гардеробе и лектории, а настоящие фонтаны зимнего зала искусственными, кристаллическими.
Реконструкция оказалась вполне удачной. Большинству из нас интерьеры ДК ЗИЛ знакомы по всенародно любимому фильму «Чародеи». Среди новинок отечественного кинематографа тут снимались эпизоды сериалов «Оттепель» и «Восьмидесятые».
Так как Дворец культуры ЗИЛ являлся одним из центров культурной жизни столицы, правительство не стеснялось водить сюда известных гостей: Фиделя Кастро, Юрия Гагарина, Льва Яшина, Ромена Роллана, который высказывал желание увидеть здесь свою пьесу. А это вполне могло произойти, ведь здесь в театральном кружке Сергея Штейна занимались будущие известные профессиональные актёры: Василий Лановой, Валерий Носик, Вера Васильева.
Кроме театрального кружка здесь существовала одна из старейших в Москве изостудия, а также вполне классический набор ДК советских лет: кружок кройки и шитья, шахматный клуб, клуб радиолюбителей, моделистов, юннатов, детский хореографический ансамбль и прочее. Большинство из них до наших дней, конечно, не сохранились, но появилось множество новых.
В 2008 году Дворец Культуры ЗИЛ был передан городу, став памятником культуры регионального значения. А в 2012-ом перешёл под управления Департамента культуры Москвы и получил роль флагмана программы по модернизации клубных учреждений.
Сегодня это современный культурный кластер площадью более 5000 кв.м., где проходят спектакли, выставки, лекции, работает библиотека, киношкола, изостудия, музыкальные коллективы, лаборатория естествознания, проходят экскурсии и квесты. Для многих это образец современного Дворца культуры.