Азбука сценического искусства. К – кабуки

Кабуки – наиболее популярный вид традиционного театра Японии. В оригинальном написании слово состоит из трёх иероглифов, обозначающих словосочетание кабу – «песня и танец» и ки – «мастерство».

Для рубрики с названием «Азбука сценического искусства» наиболее ожидаемым словом на букву «К» является комедия. Но если рассказывать о ней, то по сути это будет повторение уже рассказанного в статьях об актёрах, драматургии и жанрах. Повторяться не хочется, поэтому расширяем кругозор.

Современный театр кабуки – это синтез пения, танцев, музыки и драмы с использованием сложного грима и костюмов. Чисто внешне он выглядит очень традиционным, если не сказать устаревшим. Но на самом деле он развивается и меняется до сих пор. Начиналось всё совсем не так.

Редкий случай в истории культуры, когда мы можем назвать точную дату появления какого-либо жанра или вида искусства – кабуки появился в первый год периода Эдо, когда к власти в Японии пришёл сёгун (полководец, военный правитель) Иэясу Токугава – 1603 год. Именно в это время в высохшем русле реки Камо около Киото стала выступать храмовая танцовщица Окуни, которая из традиционного танца-молитвы создала свой стиль и стала добавлять в выступления светские и романтические танцы под аккомпанемент флейт и барабанов. Она быстро прославилась, стала выступать на улицах города, потом на сцене и даже удостоилась приглашения станцевать перед императорским дворцом. Собрала труппу из других привлекательных танцовщиц и вызвала к жизни целый ряд конкурирующих трупп, так же полностью женских – опять же редкий случай в истории, когда исключительно женщины стоят у истоков определённого явления культуры.

Памятник Окуни в Киото

В борьбе за внимание публики многие последователи Окуни не гнушались низкими приёмами, показывали бытовые сценки, танцевали эротические танцы, а иногда попросту занимались проституцией под видом танцовщиц. Это, несомненно привлекало массы непритязательной публики, но выходило за рамки понятий о театральном искусстве. Возможно от глагола «кабуку» – «отклоняться», «выходить из ряда вон» – и произошло название нового театра. Подобные непотребные представления, а также скандальные происшествия сексуального характера с участием государственных чиновников, никак не устраивали правительство, поэтому в 1629 году женщинам запретили выступать на сцене.  

Место танцовщиц тут же заняли привлекательные юноши, что привело к уменьшению количества танцев и увеличению драматургической составляющей кабуки. Однако с точки зрения нравственности ничего не изменилось, юные актёры продавались не хуже танцовщиц-куртизанок. Это Япония, детка. Так что в 1652 году правительство запретило выступать на сцене и юношам.

Казалось бы, на этом всё и должно было закончится, но кабуки стал сверхпопулярным не только из-за продажной любви, но и благодаря простым бытовым сюжетам. Кстати, одна из версий жёсткого отношения сёгуната к новому театру состоит в том, что высокопоставленным самураям не нравилось игнорирование героев древности в постановках кабуки. Как мы знаем из мемуаров гейши, не фильма Роба Маршалла с китайскими актрисами, а новелл Ихара Сайкаку, проституция в Японии периода Токугава была развита едва ли не лучше, чем сегодня, и правительство смотрело на это сквозь пальцы. Поэтому любители плотских утех вернулись в специальные увеселительные кварталы юкаку, а на сцену кабуки вышли зрелые мужчины, показывающие настоящую драму и которых уже никто не домогался.

Раскрашенная фотография увеселительного квартала Ёсивара в Токио

Конец XVII– начало XVIII века стали временем расцвета театра кабуки, его классическим периодом. Кабуки заимствует сюжеты из комического театра кёгэн и кукольного театра нингё-дзёрури (ныне более известного под название бунраку). Формируется структура сцены с ханамати – «цветочной тропой», по которой актёры выходят на представление. Появляется всемирно известный грим кумадори – полоски на лице, которые своим цветом символизируют характеры персонажей. Вводится язык поз миэ. Зарождаются династии актёров, играющих определённые амплуа, в том числе и оннагата – женских персонажей. Начинают работать профессиональные драматурги. Одним из первых и самых знаменитых стал Тикамацу Мондзаэмон, японский аналог Шекспира, чьи пьесы до сих пор пользуются большой популярностью. 

Грим кумадори

Мондзаэмон писал по большей части для кукольного театра, а для кабуки создал не более 20 пьес. Впрочем, разграничить их по этому признаку сложно, драматург не раз адаптировал свои пьесы под разные театры. В то время было принято писать произведения под конкретных исполнителей, так что Мондзаэмон писал не для театра бунраку, а для певца-сказителя Такэмото Гидаю, и не для театра кабуки, а для любимого актёра Саката Тодзюро. Между прочим, продолжатель этой династии Саката Тодзюро IV потерял статус Живого национального достояния Японии по причине естественной смерти в ноябре 2020 года. Это к слову о том, как японцы относятся к своей культуре и традициям.

Тикамацу Мондзаэмон

Наиболее знаменитая пьеса Тикамацу Мондзаэмона, «Двойное самоубийство в Сонэдзаки», была написана в 1703 году как раз для бунраку и позже адаптирована для кабуки. Она оказала огромное влияние не только на театральное искусство, но и на японское общество. Сюжет основан на реальном случае двойного самоубийства влюблённых. После премьеры история стала очень популярной. Мондзаэмон написал ещё несколько подобных пьес. Его конкуренты старались не отставать. Более того, практика двойного самоубийства влюблённых внезапно стала настолько массовой, что правительство вновь прибегло к запретительным мерам по отношению к театру и с 1723 года отменило все подобные постановки. Сейчас запрет, конечно же, снят, но двойные самоубийства случаются в Японии до сих пор.

С середины XVIII века кабуки уступает бунраку звание самого популярного жанра. Канон сложился и перестал меняться. А в кукольном театре, так уж получилось, работали более талантливые постановщики.

Представление театра бунраку

Следующий виток развития кабуки пришёлся на конец XIX века, когда с началом реставрации Мэйдзи – возвращением верховной власти от сёгуна к императору и прекращением трёхсотлетней самоизоляции Японии от мира – в Страну восходящего солнца пришли европейские обычаи и достижения. В театре кабуки появляются стулья и газовое освещение. В 1887 году впервые в истории представление кабуки посещает император с императрицей, что конечно же придало театру весу в глазах общественности. Но это лишь внешние изменения. Главное делают величайшие актёры того периода: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Первые двое сильно обновили репертуар в соответствии с современной им жизнью и сделали действие более реалистичным. Третий впервые в истории привлёк к написанию пьес своего собственного театра человека не из круга профессиональных драматургов кабуки, который до того был очень замкнутым. Это привлекло к работе в кабуки гораздо более широкий спектр писателей и драматургов.

Слева направо: Итикава Дандзюро IX, Итикава Садандзи I, Оноэ Кикугоро V

Влияние европейского театра привело к появлению эклектического жанра сингэки – «театр новой школы», в котором приёмы кабуки сочетались с европейской манерой игры. Создатель этой школы Каваками Отодзиро в 1900 году совершил со своей труппой небольшое турне по Европе и России, где его постановки увидели Станиславский и Мейерхольд. В 1911 году в Японии впервые поставили «Гамлета» Шекспира, позже были Ибсен, Стриндберг, Чехов. Но это всё же был синтетический японский театр.

А классический театр кабуки отправился в свои первые зарубежные гастроли в 1928 году. Кроме США и европейских стран труппа Итикава Садандзи II посетила и Советский Союз, дав несколько представлений в Москве и Ленинграде. После гастролей Итикава Садандзи II и драматург Мацуи Сёё приходят к выводу, что в кабуки нужны не только внешние – они начинают использовать декорации в европейском стиле – но и внутренние изменения – в кабуки появляются иностранные пьесы, в том числе «На дне» Максима Горького. По сути Итикава Садандзи II сотоварищи создал синкабуки – «новый кабуки», в котором вырабатывал новые приёмы и ставил пьесы современных авторов, при этом не нарушая традиционного стиля кабуки.

Итикава Садандзи II и Сергей Эйзенштейн, 1928 г. 

Вторая мировая война едва не привела к полному краху искусства кабуки. Актёры были мобилизованы, театры разрушены бомбардировками, а оставшиеся после войны были преобразованы оккупационными властями в клубы для военных или кинотеатры. Большинство классических пьес было признано американской цензурой антидемократическими. Театрам было предписано включать в репертуар до 50% новых произведений. Газеты уже хоронили традиционный театр, но он сумел выжить и возродиться. Национальное правительство по мере возможностей поддерживало его, давало актёрам премии и звания, конкурирующие ранее театральные компании поддерживали друг друга, молодые актёры выступали где придётся, даже в магазинах. И вскоре кабуки вернул себе свои позиции.

В наше время в Японии кабуки является самым популярным из традиционных видов театра. Многие актёры снимаются в кино и на телевидении, пользуются огромным уважением в обществе. В труппы постепенно начинают принимать женщин. Первый полностью женский коллектив кабуки нового времени был основан почти сразу после Второй мировой. В 2003 году в Киото поставили памятник основательнице кабуки танцовщице Идзуми-но Окуни. А в 2005 театр кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» ЮНЕСКО. Конечно же, на взгляд европейца кабуки – это очень специфический жанр театрального искусства. Не многие его поймут или даже просто смогут высидеть всё выступление. Например, для вторых гастролей кабуки в СССР в 1961 году хронометраж классических постановок был урезан почти вдвое и при этом всё равно составил почти три часа.

Номер команды КВН «ВиZиТ» (МИИТ) о кабуки, 2012 г.

Тем не менее нельзя не признать, что театр кабуки не просто жив и очень популярен на родине, но и является одним из самых узнаваемых во всём остальном мире элементов японской культуры, наравне с поэзией хокку, гравюрами укиё-э и архитектурой сада камней.