Цирк – вид зрелищного искусство и развлекательное представление, а также стационарное или передвижное здание, предназначенное для этих представлений. Слово происходит от латинского circus – «круг».
Специфика циркового искусства основана на демонстрации исключительных способностей человека, поразительных, смешных и сложных, часто связанных с риском для жизни и здоровья, недоступных неподготовленному человеку. Чётко проследить его истоки трудно, разные его жанры зарождались в разное время, разных частях планеты и в разных областях жизни. Пантомима, видимо, развилась из первобытных ритуалов, чревовещание из шаманских камланий, искусство факиров было частью религиозных культов Ближнего Востока, джигитовка пришла от кочевых народов, а канатоходцы произошли от средневековых ремесленников, плетущих верёвки и канаты, которые рекламировали свой товар хождением по нему. Современный цирк, как комплекс этих и других жанров, сформировался относительно недавно, в начале ХХ века, а до того о единой истории циркового искусства говорить не приходится.
Первым в истории стационарным цирком является Большой цирк в Древнем Риме. Несмотря на название он больше напоминал современный ипподром, да и использовался именно для гонок на колесницах и конских скачек. Знаменитая римская формула управления массами – хлеба и зрелищ – в буквальном переводе звучит как «хлеба и цирковых игр» (panem et circenses). Гладиаторские бои и травля диких зверей тоже входили в это понятие, но проводились не в овальных цирках, а на круглых аренах. Таковыми были официальные развлечения, поддерживаемые государством. Но есть свидетельства, что для самых бедных слоёв населения в Риме работали и бродячие артисты, акробаты, жонглёры и шуты. Такое разделение на официальное и неофициальное цирковое искусство сохранялось в Европе вплоть до XIX века с перерывом разве что на Раннее Средневековье, когда церковь активно противостояла любым видам развлечений. В аристократической среде, среде рыцарей, а позже их потомков, были востребованы конные манёвры, инсценировки сражений и другие примеры дрессировки лошадей. А уличные балаганы заняли гимнасты, эквилибристы и клоуны.
История современного цирка тоже начинается с лошадей. Во второй половине XVIII века английский кавалерист и владелец школы верховой езды Филип Асплей начинает давать платные представления конных трюков. В перерывах выступали дрессированные собаки, клоуны и жонглёры. Со временем шоу набрало такую популярность, что Асплея пригласили выступать при дворе Людовика XV, которому так понравилось, что англичанину было позволено выстроить специальное круглое здание в предместье Парижа, которое стали назвать амфитеатром. Считается, что именно Филип Асплей рассчитал идеальную для конных трюков окружность манежа, которая с XIX века стала стандартной для всех цирков и составляет 42 фута (13 метров). Всего Асплей построил 19 амфитеатров верховой езды, а его дело продолжил сын, Джон Асплей. Таким образом зародилась ещё одна традиция – цирковые династии. Конечно же, традиция основана не только на простом наследии. Её причина больше в том, что постигать хитрости профессии и тренироваться лучше с самого детства, что и делают дети цирковых артистов. Кстати, следует говорить именно так: цирковых артистов. Ни в коем случае ни циркачей. Можно сказать чуть проще: цирковые или цирковой, без слова артисты или артист, а вот циркачи для них если уж и не оскорбительное слово, то обидное.
С началом наполеоновских войн англичанам пришлось покинуть территорию Франции. Их амфитеатры заняли итальянцы, братья Франкони, которые ввели в программу выступлений пантомимы и борьбу диких зверей между собой и собаками. В 1806 году Наполеон выпустил указ, запрещающий называть театром конные представления и прочие «низменные» зрелища, в связи с чем на первом собственном здании братьев Франкони впервые появляется название цирк. Слово быстро прижилось, да и само цирковое искусство начало стремительно развиваться. Программы представлений начали включать в себя всё больше и больше жанров, совершенствовалось исполнительское искусство и техническое оснащение, например, появились страховочные сетки для воздушных акробатов, которые не только сохраняли здоровье и жизнь артистов, но и позволяли без риска отрабатывать всё более сложные трюки. Стационарные здания цирков росли по всей Европе, в том числе и в России, где первое время царили итальянские и французские труппы, но с постройкой братьями Никитиными в 1873 году в Саратове первого русского цирка начинает развиваться и отечественная школа, которая в XX веке становится одной из лучших в мире.
На удивление именно в Англии, где зародился современный цирк, он испытал и самый тяжёлый кризис. К концу XIX века зрители туманного Альбиона начали терять интерес к подобным представлениям. Стационарные здания цирков закрывались так же стремительно, как до того открывались. В 1909 году последний стационарный цирк Лондона был переоборудован в мюзик-холл, с тех пор в столице Великобритании нет постоянного цирка. Зато, как и в остальном мире, много передвижных цирков-шапито (от французского chapiteau — «колпак», «капитель»). Далеко не каждая труппа может позволить себе стационарное здание, а вот разборная конструкция из брезента или парусины вполне доступна. Между прочим, один из самых известных цирков в мире, канадский Cirque du Soleil, тоже не имеет собственного здания. Серьёзную компанию с годовой выручкой в 600 млн. долларов, в которой работает около 5000 сотрудников, сложно назвать бродячим цирком, но тем не менее своего здания для представлений у неё нет и чисто формально это бродячий цирк.
В стационарных зданиях и в шапито цирк приблизительно за 100 лет сформировался в знакомый всем нам вид представлений, наполненных разнообразными номерами и юмором ковёрных клоунов между ними. Цирки уродцев и бои животных быстро ушли в прошлое и современный цирк уже сложно называть низкопробным развлечением, это настоящее искусство, которое преподают в специальных учебных заведениях, у которого есть свои фестивали и конкурсы, которое поддерживается на государственном уровне. Да, последнее время цирки подвергаются критике со стороны защитников животных. Жизнь братьев наших меньших в цирках и правда сложно назвать сладкой или хотя бы нормальной. Как будет складываться ситуация в дальнейшем сказать сложно, потому что тренды трендами, но простой человеческий интерес к животным, проявляющим необычные способности, искоренить будет сложно. Однако можно быть уверенными, что даже если животные покинут манежи, цирки вряд ли уйдут в небытие, есть же ещё удивительные люди. Например, тот же Cirque du Soleil принципиально отказывается от представлений с участием животных и при этом сверхуспешен. Так что цирковое искусство всё ещё на подъёме и когда он прекратится сказать сложно, ибо нет предела человеческому совершенству.