Эстрада – первоначально возвышение над полом зала, предназначенное для оркестра или певцов. Сейчас слово чаще используется для обозначения вида развлекательного сценического искусства малых форм. Слово происходит от французского estrade – «подмостки, помост».
Во Дворце культуры Российского университета транспорта эстраду можно увидеть на втором этаже. Так же эстрадами часто называют сценические площадки на открытом воздухе, какие можно видеть в парках отдыха или на территории больших курортных отелей. В большинстве стран мира слово эстрада обозначает именно небольшую концертную площадку, но только не в России и некоторых странах Восточной Европы, входивших ранее в Организацию Варшавского договора. У нас под эстрадой чаще подразумевается комплекс малых форм развлекательного искусства – пение, танцы, разговорный жанр, пародии, некоторые цирковые жанры.
В XIX веке самым популярным песенным жанром в России был городской романс – смесь элементов цыганского романса, русских народных песен и западноевропейской музыки. С приходом советской власти государство начало активно бороться с буржуазными проявлениями в музыке и в то же время поддерживало детско-юношеские эстрадные кружки и студии эстрадного мастерства, вокруг которых стали собираться сообщества профессиональных исполнителей, поддерживающих или просто принимавших новую власть с её требованиями и правилами. В результате сообщество эстрадных исполнителей приобрело черты закрытого клуба творческих элит, войти в который стало не так-то просто. Государственные исполнители обладали относительной творческой свободой, получали премия и звания, эфиры на радио и телевидении, могли выезжать за рубеж. Прочие подвергались гораздо более жёсткой цензуре, с трудом выходили на массового слушателя и по сути оставались подпольными исполнителями или бросали искусство. Кроме СССР и стран Варшавского договора подобную ситуацию можно было наблюдать в Китае и Северной Корее.
Эстрадная музыка, как жанр, была так же особо популярна в США, в Италии и Франции приблизительно с 1950-х по 1980-е годы. Но там сообщество исполнителей не становилось закрытым, оно существовало в рамках рыночных отношений: кто популярен, тот и в эфире. Что удивительно, после распада СССР у нас в стране эстрада сохранила форму закрытого сообщества, поддерживаемого государством. Любой из нас сам прекрасно видит, что состав участников различных премий и новогодних развлекательных передач с годами изменяется крайне медленно. Каким бы популярным ни был исполнитель в интернете или на клубных площадках, это не обеспечивает ему регулярных эфиров на государственных телеканалах и не приносит никаких званий и премий.
Как коротко уже было сказано выше, частью эстрады являются также артисты разговорного жанра. Их позиции, в отличии от певцов и музыкантов, сейчас заметно пошатнулись под напором различных юмористических интернет-шоу и стендапа. Тем не менее с середины до конца ХХ века жанр был очень популярен, в первую очередь благодаря деятельности Аркадия Райкина и Евгения Петросяна. Открывались даже целые театры эстрады, как например до сих пор функционирующие Театр эстрады имени Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге или Московский государственный театр эстрады. В их репертуар входили не только выступления юмористов, но и сатирические спектакли, миниатюры, сборные концерты популярной музыки. Репертуар Московского театра эстрады со вступлением на должность художественного руководителя Геннадия Хазанова поменялся и стал ближе к репертуару обычных драматических театров, что сам худрук объясняет изменившейся культурной и экономической ситуацией в стране.
Эстрада, как часть шоу-бизнеса, это не только исполнительское искусство, но и регулярное участие в богемных мероприятиях, ротация в СМИ, эпатаж и самореклама. Порой как раз исполнительское искусство у этих «звёзд» не на высоте, что приводит к снисходительному отношению к ним у некоторой части слушателей и профессионалов, исполнителей классической или наоборот альтернативной музыки. Но как писал об этом явлении Виктор Пелевин:
— Вот смотри, — сказал Митя, — ты говоришь — тьма. Я сегодня вечером взлетел — действительно, тьма. А на танцплощадке народ, всё смеются, танцуют, и песня играет, вот как сейчас. Глупая страшно. Вишневая девятка и все такое прочее. А меня эта музыка почему-то трогает.
— Бывает, — сказал Дима.
— Я тебе даже так скажу, — с горячностью продолжал Митя, — если самый главный ленинградский сверчок возьмет лучшую шотландскую волынку и споет под нее весь «Дао Дэ Цзин», он и на сантиметр не приблизится к тому, во что эти вот идиоты, — Митя кивнул в сторону, откуда доносилась музыка, — почти попадают.