В начале 2018 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл опрос на тему русских кумиров ХХ века. Чаще всего сограждане называли Юрия Гагарина. На втором месте Владимир Высоцкий. Получается, что именно Высоцкий является самой популярной личностью, которая когда-либо бывала во Дворце культуры Российского университета транспорта. В 1960-х Московский театр на Таганке отыграл на нашей площадке несколько спектаклей «Добрый человек из Сезуана» и «Тартюф», в которых сыграл этот всемирно известный актёр, поэт и певец.
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье переводчицы и военного. С начала Великой Отечественной войны до лета 1943 года жил с матерью в эвакуации. Приблизительно в то же время его родители развелись. Отчим оказался сильно пьющим и агрессивным человеком, так что родному отцу пришлось через суд забирать Володю себе. Вскоре они на два с половиной года переехали в Германию, где младший Высоцкий впервые занялся музыкой, играл на пианино и аккордеоне.
В 1949 году они вернулись на Родину, в квартиру на Большом Каретном переулке. Это место во многом определило будущее Высоцкого. Здесь он попал в среду творческой интеллигенции, ещё в школе делал первые пробы пера в стихах и прозе, записался в театральный кружок при Доме учителя, получил в подарок от мамы свою первую гитару. По адресу Большой Каретный переулок, д. 15, кв. 11, где проживал актёр и режиссёр Левон Кочарян, образовался неформальный кружок, в который в разное время входили весьма известные люди: режиссёры Андрей Тарковский и Эдмонд Кеосаян, актёры Олег Стриженов и Людмила Гурченко, писатель Юлиан Семёнов, художник Илья Глазунов, режиссёр, актёр и писатель Василий Шукшин. А кроме того различные маргинальные личности, не только репрессированная интеллигенция, но и настоящие уголовники. Так что Высоцкий с криминальным миром был хорошо знаком не понаслышке, хотя сам ни в каких сомнительных делах не участвовал. Отсюда на раннем этапе его творчества так много уличных и лагерных песен. Именно в этой квартире он начал исполнять свои песни, здесь они впервые записывались на магнитофон и начинали распространяться. А знаменитая песня «Большой Каретный» посвящена непосредственно Левону Кочаряну и имеет множество отсылок к реалиям местной творческой компании.
В 1955 году Высоцкий окончил школу и хотел идти учиться на актёра, но по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт. Правда проучился он там недолго, в конце первого семестра в раздражении залил чертёж чернилами и подал заявление об отчислении. На следующий год поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которое окончил в 1960 году с львиной долей отличных оценок в аттестате. По распределению попал в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и несколько лет искал свой театр и себя в принципе. Первую песню – «Татуировка» – написал в 1961 году. К 1964 году их набралось 48. И в тот год в Театр на Таганке художественным руководителем Юрием Любимовым был принят именно благодаря песням. На сцену вышел уже спустя десять дней после трудоустройства, срочно надо было заменить заболевшего артиста, как раз в спектакле «Добрый человек из Сезуана», который ставился в том числе и на сцене Дворца культуры МИИТ.
В кино Высоцкий начал сниматься ещё в студенческие годы. Это были в основном эпизодические роли, зачастую ещё и вырезаемые при монтаже. О своих первых ролях Владимир Семёнович предпочитал не вспоминать. Ему не понравилась даже работа в весьма успешном фильме «Хозяин тайги». Также он писал песни к кинофильмам, но и здесь далеко не всё складывалось удачно. Кардинальные изменения произошли в 1967 году с выходом фильма Станислава Говорухина «Вертикаль». Именно после этого Высоцкий, как актёр и исполнитель песен, получает всесоюзную известность. Песни из фильма становятся так востребованы, что выходят отдельной гибкой грампластинкой «Песни из кинофильма Вертикаль» с текстами на конверте. В разных сборниках песни Высоцкого выпускали достаточно активно, но в СССР ни одной полноценной сольной пластинки, концерта по телевидению или книги стихов при жизни Высоцкого так и не вышло, хотя он всегда знал, что востребован, и был уверен, что будет печататься хотя бы и после смерти. Дело в том, что после конфликта Театра на Таганке с Моссоветом в 1968 году, в газетах развернулась целая капания с критикой репертуара Высоцкого. Его концерты никогда не были официальными, проходя под вывеской «встреча с актёром театра и кино». Для официального разрешения нужно было согласовать тексты песен с Росконцертом или подобными городскими организациями, а это было практически невозможно, Высоцкий категорически отказывался вносить любые поправки в свои тексты.
Несмотря на сложные отношения с властью Владимир Семёнович очень часто бывал за границей, причём не только с гастролями, но и частным порядком. Это вряд ли было бы возможно без содействия третьей жены, французской актрисы русского происхождения Марины Влади. Ей часто приходилось получать и продлевать визу в СССР, так что с сотрудниками ОВИРа успели сложиться тёплые отношения, а кроме того она состояла во Французской коммунистической партии, так что вопрос о первом выезде Высоцкого за рубеж решался на уровне глав компартий двух стран. Первое путешествие состоялось в 1973 году. И за те недолгие годы, что ему ещё оставались, Высоцкий успел побывать во Франции, в США, Канаде, Мексике, Польше, Болгарии и на Канарских островах. Причём в США и Франции он бывал не единожды. В порядке исключения ему даже выдали многократную визу, так как жена всё же проживала в Париже. Кроме того, он не давал повода считать себя диссидентом, не пытался покинуть страну навсегда, не обсуждал с иностранными журналистами политических вопросов, в юности был членом комсомольского бюро, а любимой песней называл «Священную войну». Следящие за ним агенты КГБ ничего антисоветского в его деятельности за рубежом не замечали.
1970-е годы стали для Высоцкого временем высших творческих достижений во всех сферах его деятельности. В театре он играл Лопахина в «Вишнёвом саду», Свидригайлова в «Преступлении и наказании» и важнейшего для него самого Гамлета в одноимённой пьесе Шекспира. Опыт сложной работы над ролью датского принца повлиял и на песенно-стихотворное творчество. Исследователи называют этот период «поэзией синтеза», в ней снова появляется маргинальный герой раннего этапа, используются гротескные иносказания из второй половины 1960-х с исповедальными гамлетовскими интонациями последнего времени. В телефильме «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий преображается в Глеба Жеглова, которого после этого в СССР уж точно «каждая собака в лицо знает». По одной из версий именно он был инициатором экранизации романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», действия которого, кстати, происходят в районе Марьина Роща, где находится РУТ (МИИТ). Достоверно известно, что он принимал участие в работе над сценарием, поставил по поручению режиссёра Станислава Говорухина несколько сцен и активно импровизировал на съёмочной площадке. В то же время едва не отказался от работы над картиной и по слова того же Говорухина работать с ним всей съёмочной группе было очень тяжело.
Владимир Семёнович был очень непростым человеком. Скандальным, порой безответственным. Его несколько раз чуть не увольняли из Театра на Таганке. Любил женщин, выпить и подебоширить, быструю езду на своём известном на всю Москву «Мерседесе». Много курил. В конце жизни стал зависим от наркотиков. Как говорится, жил на разрыв аорты. Возможно, не только творческие таланты, но и эта человеческая простота, страсти и пороки привлекали к нему столько внимания и давали столько любви простых советских граждан. Хорошо известна история, когда в 1979 году в Сочи из гостиницы «Актёр» у него украли чемодан с вещами и документами. Высоцкий пошёл в милицию, написал заявление, а когда вернулся в номер, то обнаружил сверток и записку: «Дорогой Владимир Семёнович, прости, джинсы уже продали. Вещи и документы возвращаем».
Владимир Семёнович скончался 25 июня 1980 года, во время московской Олимпиады. Вскрытие по воле отца не проводилось. Во врачебном свидетельстве указали острую сердечно-сосудистую недостаточность. Несмотря на почти полное молчание отечественных СМИ, о его смерти коротко сообщили только газеты, «Вечерняя Москва» и «Советская культура», все три дня до похорон у Театра на Таганке круглосуточно стояли люди. Мировая пресса отреагировала значительно сильней. Почти никто не вернул билеты на запланированный на 27 июня спектакль «Гамлет», оставили в память о Высоцком. В день похорон по данным ГУВД Москвы в районе Таганской площади собралось 108 тысяч человек, очередь к театру где проходила гражданская панихида растянулась на 9 километров. А память о Высоцком растянулась навсегда. Его влияние на отечественную культуру, а может даже на русское самосознание, невозможно недооценить. Об этом лучше скажут высоцковеды. А здесь и сейчас закончим просто, цитатой из его песни:
«Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем».