Азбука сценического искусство. Ю – юмореска

Юмореска – короткое прозаическое или стихотворное юмористическое произведение в литературе, а также музыкальная пьеса шутливого характера. Немецкое слово humoreske происходит от латинского humor – «влага». Античные врачи предполагали, что хорошее расположение духа зависит от степени смешения жидких и твердых элементов тела.

В литературе жанровые границы юморески чётко не определены. Под понятие юмористической миниатюры вполне подходят такие жанры европейской литературы эпохи Возрождения как фаблио – французские стихотворные новеллы поучительного характера, шванки – немецкие стихотворные или прозаические рассказы сатирического характера, фацеции – итальянские приключенческие шуточные повести с нотками назидательности. Среди более современных форм юморески можно назвать фельетоны – сатирические статьи и заметки, а также скетчи – одноактные пьесы с малым количеством актёров, которые в ХХ веке прочно утвердились в различных телевизионных шоу. В устном народном творчестве это всем известные анекдоты, которые сегодня, в эпоху повсеместного распространения интернета, из уст народа практически пропали, вытесненные мемами и короткими видеороликами.

Кадр из скетч-шоу «Дом культуры и смеха», снимавшегося в нашем Дворце культуры

В то же время именно благодаря интернету появились и расцвели малые поэтические жанры – пирожки и порошки. Некоторые современные прозаики, целые циклы юморесок которых можно сегодня увидеть на полках книжных магазинов, тоже начинали в интернет-блогах. Это, например, Пётр Бормор (Пётр Мордкович), Слава Сэ (Вячеслав Солдатенко), Дмитрий Горчев. Среди наиболее известных классических литераторов, прибегавших к различным формам юморески, можно назвать Пушкина, Чехова, Маяковского, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Хармса, Сашу Чёрного. Эстрадные монологи Жванецкого, Арканова, Коклюшкина и других авторов тоже вполне подходят под понятие юморесок. То же самое справедливо и по отношению к сторителлингу в стендапе. С некоторой натяжкой можно сказать, что литературная и музыкальная формы юморески соединились в творчестве таких комиков как Тим Минчин, Билл Бейли и Иван Абрамов.

Роберт Шуман

По отношению к музыке слово «юмореска» впервые применил немецкий композитор Роберт Шуман, назвав так свою фортепьянную пьесу ор. 20 в 1839 году. Она состояла из ряда лирических и скерцозных эпизодов. Скерцо, в свою очередь, самостоятельная музыкально-юмористическая пьеса или одна из средних частей симфонии, не начало или конец. В переводе с итальянского скерцо значит «шутка», правда после Шопена, который разработал эту форму глубже и серьёзней, скерцо приобрели минорную окраску.

После Шумана юморески сочиняли Эдвард Григ, добавлявший яркие черты норвежской народной музыки, Антонин Дворжак с заметной лирической составляющей, Макс Регер, вернувшийся к скерцозности, Карл Лёве, написавший юморески для мужского хора. Среди классических русских композиторов к юморескам обращались Пётр Чайковский и Сергей Рахманинов. Сочинение последнего, ор. 10 № 5, приводим в качестве примера музыкальной юморески.


Если музыкальные юморески никогда не были преобладающей формой классической музыки, то литературные для некоторых авторов были одной из творческих основ. И сегодня, пускай не в печатном виде, а форме сценических монологов или телевизионных скетчей, юморески более чем востребованы.