Азбука сценического искусства. Я – ярусный театр

Ярусный, или ранговый, театр – современный тип театрального здания, названный так по принципу расположения зрительских мест.

В XVII веке становление публичных театров обусловило новые требования к размещению зрителей и формированию театрального пространства. Интерес к театральному искусству стал всеобщим, на драматические и оперные представления желала смотреть и аристократия, и буржуазия, и рабочий класс. При этом высшие сословия не имели никакого желания сидеть рядом и низшими. Встала задача строить театральные залы максимально вместительными, но предусматривающими разделения публики по сословиям, по рангам. Основой и главными составными частями новых театров стали опоясывающие зрительные залы публичных английских театров предыдущего поколения, знаменитых «Театра» и «Глобуса», и балконы гостиничных дворов Испании, где играли бродячие труппы.

Театр Сан-Кассиано в 1637 году. Реконструкция, деревянная модель

Одним из первых театральных зданий нового типа считается первый в мире публичный оперный театр – Сан-Кассиано, открытый в Венеции в 1637 году. Первое упоминание театра относится к 1580 году и с тех пор он дважды горел и перестраивался. Судя по архивным документам балконы и разделение их на ложи существовало и в предыдущих конструкциях, но именно с 1637 года он стал работать по привычной ныне коммерческой схеме, когда любой зритель может купить себе билет в соответствии со своим достатком. В партере сидели зрители попроще, в ложах на ярусах аристократы и богатые граждане. Театр мгновенно стал очень популярным и прибыльным.

С течением лет структура зала ещё немного усложнилась, но общий принцип остался тем же. Современный зрительный зал длится на следующие составные части:

Схема театрального зала

Партер (фр. рarterre – «на земле») – нижний этаж зрительного зала с местами для публики в пространстве от сцены или оркестра до противоположной стены или амфитеатра. Изначально предназначался для беднейших слоёв населения и не имел сидячих мест. Ныне одна из самых популярных и дорогих частей зала.

Амфитеатр (др.-греч. ἀμφιθέατρον – «вокруг театра») – места за партером, расположенные возвышающимся полукругом, как зрительские ряды античных театров.

Бенуар (от фр. baignoire – «ванна») – места по обеим сторонам от партера на уровне сцены или чуть ниже. Чаще делятся на ложи, первоначально имевшие выпуклые формы и похожие на ванны, что и дало соответствующее название, но встречаются и обычные ряды мест. В наше время эти места часто используются в технических целях и билеты туда не продаются.

Бельэтаж (от фр. bel – «красивый» и étage – «этаж») – ярус над бенуаром и амфитеатром. Может делиться на ложи и балкон. Физически это первый этаж с балконами, однако с единицы начинается нумерация последующих этажей с балконами – первый ярус, второй ярус, третий ярус. Центр бельэтажа иногда называется царской ложей и является самым почётным местом в театре.

Нумерованные ярусы – этажи выше бельэтажа, чаще не больше трёх. Могут делиться на ложи и балкон. Балкон располагается напротив сцены, ложи по бокам от неё.

Галёрка (суффиксное производное от существительного «галерея») – верхний ярус зрительного зала с самыми дешёвыми местами.

Сословия давно ушли в прошлое, а классический архитектурный облик театров до сих пор с нами. Если конечно речь не идёт об экспериментальных театрах и постановках.


Как все прекрасно знают, русский алфавит заканчивается на букве «Я». Однако рубрику на этом мы не закончим, а пойдём по новому кругу, расширив тематику до искусства в целом. Поэтому говорим до свидания.