В рубрике, посвящённой 125-летию Российского университета транспорта и 85-летию его Дворца культуры, мы уже говорили о связанных с ними государственных деятелях, вокалистах, актёрах, художниках, музыкантах и дирижёрах, танцовщиках и хореографах, путешественниках и телеведущих. Пришло время для тех, кто оперирует словами и мыслями. Поговорим о писателях, поэтах и драматургах – мастерах пера – учившихся в нашем университете.
Писатель, ветеран Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии второй степени (1951), почётный доктор Тель-Авивского университета (1991).
Родился 14 января 1911 года в семье известного советского инженера в области винокуренных технологий Наума Борисовича Аронова. С 1919 года семья жила на Арбате. В 1930 году поступил в МИИТ на автодорожный факультет. В 1933 студенты избрали его членом редколлегии стенгазеты. Пытаясь сделать её интересней и живей новый редактор предложил писать шутливые эпиграммы на отличников и выпускать газету без передовицы. Но вышестоящими органами это было воспринято превратно и вскоре студент Аронов был исключён из комсомола и института, позже временно восстановлен, а 5 ноября 1933 года арестован и осуждён на три года ссылки за контрреволюционную агитацию и пропаганду. По окончании срока скитался и работал где придётся, однако в 1938 году смог стать главным инженером Рязанского областного управления автотранспортом, где работал до ноября 1941 года. Прошёл всю войну от обороны Москвы до взятия Берлина в автомобильных частях. За отличия в боях был признан не имеющим судимости. Награждён несколькими боевыми наградами, в том числе медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина» и тремя орденами Отечественной войны разных степеней. В 1960 году полностью реабилитирован. Литературную деятельность начал после войны под фамилией матери, издав в 1948 году свою первую повесть «Кортик». Сталинскую премию получил за свой первый роман «Водители». Продолжил получивший всесоюзное признание «Кортик» повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел». Так же для детей и юношества предназначались повести «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша» и «Неизвестный солдат». Все эти повести были экранизированы, «Кортик» даже дважды. В 1978 году Рыбаков опубликовал роман о жизни еврейской семьи в первой половине ХХ века и Холокосте «Тяжёлый песок». Роман был экранизирован в 2008 году в виде одноимённого сериала, в котором, кстати, снялся другой выпускник МИИТ, актёр Александр Резалин. Сериал получил Гран-при Международного кинофестиваля в Марбелье и отечественную премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)». Но самым известным произведением Рыбакова, вызвавшим огромный общественный резонанс, стал опубликованный в 1987 году роман «Дети Арбата», который писался ещё с конца 1950-х и позже разросся до тетралогии. Романы повествуют о судьбе молодого поколения 1930-х годов и раскрывают феномен сталинизма и тоталитарной власти. Анатолий Наумович умер во сне, спустя полгода после перенесённой операции на сердце, похоронен в Москве. Его книги изданы в 52 странах общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Драматург, сценарист и телеведущий, дважды лауреат премии «Золотой телёнок» (1975, 1980), дважды лауреат премии «ТЭФИ» (1998, 2000).
Родился 1 августа 1935 года в семье педагога ремесленного училища. Окончил строительный факультет Московского института инженеров транспорта в 1958 году и в течении пяти лет работал по специальности на стройках и в проектных организациях. В то же время начал писать юмористические рассказы и одноактные пьесы, которые ставились в Студенческом театре МГУ (ныне Театр МОСТ), где он сотрудничал с Марком Розовским, Ильёй Рутбергом и Альбертом Аксельродом. С 1967 по 1984 год работал в журнале «Юность», где заведовал отделом сатиры и юмора. На большой театральной сцене Славкин дебютировал в 1979 году с социальной пьесой о стилягах «Взрослая дочь молодого человека», которая принесла ему известность. Уже в следующем году он стал членом Союза писателей СССР. Не меньшим успехом пользовалась и пьеса 1982 года «Серсо», поставленная в Театре на Таганке. На следующий год вышел сборник пьес, написаны в соавторстве с Людмилой Петрушевской, известной детской писательницей, драматургом и сценаристкой мультфильмов. Славкин и сам писал сценарии мультфильмов ещё с 1979 года. Среди них можно выделить «Юбилей», посвящённый 100-летию отечественной анимации, «Большой подземный бал» по сказке Андерсена, советско-британский мультфильм «В поисках Олуэн», снятый по мотивам сказки из цикла кельтских и валлийских преданий «Мабиногион», и самый масштабный проект в его мультипликационной карьере – «Гофманиаду». Производство первой после распада СССР полнометражной картины «Союзмультфильма» заняло 17 лет. Полноценная премьера состоялась в 2018 году на Каннском международном кинорынке, где мультфильм был куплен для проката в США и странах Европы. «Гофманиада» номинировалась на Азиатско-Тихоокеанскую кинопремию в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм», получила две награды на Brasil Stop Motion International Film Festival и отечественную премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший анимационный фильм года». Так же Славкин известен как автор и ведущий телепрограммы «Старая квартира», которая выходила на канале РТР с 1996 по 2002 годы. За неё он получил две премии «ТЭФИ»: в 1998 году, как режиссёр, а в 2000, как сценарист. В последние годы жизни страдал острой формой болезни Альцгеймера. Виктор Иосифович не дожил до триумфа «Гофманиады» четыре года.
Поэт и прозаик, лауреат премии «Золотой телёнок» (1990), известный в первую очередь благодаря афористичным четверостишиям – «гарикам».
Родился 7 июля 1936 года в Харькове. Литературой был увлечён с детства, но после школы поступил в технический институт по принципу «Если ты аид – поступай в МИИТ» (аид – одно из жаргонных прозваний евреев). Дело в том, что там, в отличие от других престижных вузов, не было «процентной нормы» и к евреям относились лояльно, а при поступлении в другие вузы им чинились всяческие препоны. Губерман окончил МИИТ в 1958 году, получив диплом инженера-электрика. Долгое время работал по специальности, параллельно занимаясь литературной деятельностью.
Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.
В конце 1950-х познакомился с журналистом и издателем Александром Гинзбургом, сотрудничал с его журналом «Синтаксис», одним из первых самиздатных журналов в СССР. Например, третий номер журнала, состоявшего из стихотворений ленинградских поэтов, в том числе неизвестного тогда Иосифа Бродского, был практически полностью составлен Губерманом.
Жить, покоем дорожа —
пресно, тускло, простоквашно;
чтоб душа была свежа,
надо делать то, что страшно.
В 1960-х начал писать первые «гарики», научно-популярные и документальные книги, сценарии к документальному кино. В 1970-х работал в самиздатном журнале «Евреи в СССР». Писал под псевдонимом, но его диссидентская деятельность не укрылась от режима. В 1979 году он был арестован по сфабрикованному обвинению и осуждён на пять лет лишения свободы за спекуляцию.
Я государство вижу статуей:
мужчина в бронзе, полный властности,
под фиговым листочком спрятан
огромный орган безопасности.
После освобождения долго не мог устроится на работу пока наконец в ОВИРе ему не предложили эмигрировать с семьёй за рубеж. С 1988 года живёт в Иерусалиме.
Я Россию часто вспоминаю,
думая о давнем дорогом,
я другой такой страны не знаю,
где так вольно, смирно и кругом.
С 1990-х активно издаётся и до сих пор много гастролирует со своими знаменитыми «гариками».
Любил я книги, выпивку и женщин.
И большего у бога не просил.
Теперь азарт мой возрастом уменьшен.
Теперь уже на книги нету сил.
Поэт, прозаик, драматург, сценарист, актёр и художник, лауреат премии «Серебряное перо России» (2016), многократный номинант Букеровской премии, премии «Ясная Поляна» и премии Фазиля Искандера.
Родился 11 октября 1951 года в Москве в семье научных работников. Поступил в МИИТ в 1968 году, через два года ушёл, но потом вернулся и закончил вуз в 1974 году, после чего два года служил офицером в железнодорожных войсках. В том же году в журнале «Смена» вышла его первая стихотворная подборка. Тарасевич выбрал путь лирики, и во время службы в армии поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького, которое закончил в 1981 году. Ещё во время учёбы в литературном начал работать редактором различных газет и журналов, выпускающим редактором на телевидении, был заместителем главного редактора журнала «Континент». В 2008 году, уже ближе к 60 годам начал сниматься в кино, сериалах и рекламе, но в основном в эпизодических ролях, хотя мечтает о больших и серьёзных. В его фильмографии «След», «Детективы», «Всё и сразу», «Москва. Три вокзала», «Глухарь», «Пушкин. Последняя дуэль» и другие проекты. Ко многим из них он пишет сценарии. Игорь Тарасевич автор пяти книг стихотворений («Мы должны говорить друг с другом», «Зимнее купание» и др.), десятка пьес («В ожидании Шалтая-Болтая» и др.) и семи романов («Императрица Лулу», «Пилот и Матрёна», «Неистощимая» и др.). С недавних пор увлекается живописью, его первая выставка состоялась в 2019 году в Доме кинематографистов.