Достаточно неприветливая весна 2022 года наконец-то становится сама собой, мы движемся к настоящей тёплой весне. Скоро конец учебного года и наступление радостной поры каникул. Постепенно подходит к концу и «Рубрика 210», посвящённая юбилейному году РУТ (МИИТ) и Дворца культуры, однако у нас найдётся ещё парочка интересных историй.
8 июня 1986 года в ДК МИИТ состоялся первый официальный московский рок-фестиваль, который получил название «Движение в сторону весны». Судя по несоответствию названия и даты события изначально его планировали провести немного раньше, но музыка в стиле рок в то время была в андеграунде, и никто из администраторов концертных площадок не встречал лохматых кочегаров в джинсах с распростёртыми объятиями. Однако их музыка была востребована, подпольных концертов становилось всё больше. Для контроля и организации деятельности подобных коллективов власти начали организовывать рок-клубы, имевшие статус общественных организаций. Первый появился в 1981 году в Ленинграде. Через четыре года дошло дело и до столицы. Московская рок-лаборатория открылась 23 октября 1985 года по указу первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина при Едином научно-методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета. Фестиваль «Движение в сторону весны» стал по сути первым отчётным концертом этой организации. С 1987 года эту функцию стал выполнять ежегодный «Фестиваль надежд». Однако самый первый официальный рок-концерт в Москве прошёл именно в нашем Дворце культуры.
Концерт состоял из трёх отделений и с перерывами длился не меньше 8 часов. Для привлечения внимания публики на фестиваль, кроме местных коллективов, были приглашены заметно более известные на тот момент ленинградские группы «Алиса», «Аквариум» и «Кино». В каждом отделении играло по три московские группы и одна ленинградская. Первое отделение: «Грунтовая дорога», «Ньюанс» («Новый ансамбль»), «Звуки Му» и «Кино». В перерыве журналисты сказали Цою: «Вы своим концертом затмили московские группы». На что он ответил: «Подождите, ещё «Алиса» не выступала». Второе отделение: «Центр» (с ними в качестве саксофониста на том концерте играл старший брат Егора Летова Сергей, который позже подыграл и «Алисе»), «Вежливый отказ», ВИА «Молодость» (это оказалось последнее выступление в истории коллектива) и «Алиса». Третье отделение: «Николай Коперник» (есть свидетельства, что зал принял группу не менее горячо, чем «Алису»), «Ночной проспект», «Бригада С» (в составе которой в качестве бас-гитариста на родную сцену выходил выпускник МИИТ Сергей Галанин) и «Аквариум» (сыгравший самый длительный сет фестиваля, 11 песен).
В качестве зрителей на концерте присутствовали Александр Башлачёв, Александр Ф. Скляр, Леонид Фёдоров, Сергей «Африка» Бугаев и Джоанна Стингрей, американская певица, продюсер и самый известный популяризатор советской рок-культуры на Западе. Несколько коротких отрывков с выступлений и около трёх минут кадров с посетителями фестиваля около нашего Дворца культуры есть в короткометражном документальном фильме «Стоит лишь тетиву натянуть». Есть полная аудиозапись выступления «Кино». Есть несколько фотографий. Но все эти материалы, к сожалению, крайне невысокого качества. Тем не менее эти материалы являются документальными свидетельствами событий, чем не могут похвастаться другие статьи из «Рубрики 210», ограничивающиеся только устными свидетельствами.
Рок-движение и без фестиваля Московской рок-лаборатории не могло пройти мимо студентов МИИТ, из которых выросли будущие звёзды сцены. О Сергее Галанине выше уже упоминалось, с него и начнём.
Сергей Юрьевич Галанин – музыкант, певец, поэт и композитор. Выпускник Института пути, строительства и сооружений, факультет «Мосты и тоннели». Во время учёбы проходил практику проходчиком на перегоне метро от «Серпуховской» до «Тульской». После выпуска три года работал в Центральной лаборатории Метростроя, курировал станцию метро «Пражская». (Прилагаем небольшое интервью о работе в метро). Играл на бас-гитаре в группах «Редкая птица» (1981-1982) и «Гулливер» (1983-1986). В «Редкой птице» вместе с ним играл другой студент МИИТа Евгений Хавтан. В 1986 году вместе с Гариком Сукачёвым создал группу «Бригада С», с которой добился всероссийской популярности, но из-за творческих разногласий с Гариком Сукачёвым дважды уходил и возвращался. В 1994 году записал первый сольный альбом и создал группу «СерьГа», с которой на данный момент записал уже 12 альбомов. Проживает неподалёку от Российского университета транспорта, периодически вы можете встречать его в окрестностях вуза.
Анатолий Арьевич Кельми – певец, музыкант и композитор, более известный под именем Крис Кельми. Родился в семье метростроевцев и по желанию отца поступил в МИИТ в 1972 году. Учился на факультете «Мосты и тоннели» на одном курсе с другим известным музыкантом Владимиром Кузьминым. С 1977 по 1980 учился в аспирантуре и участвовал в строительстве железнодорожного тоннеля в Краснодарском крае. Активную творческую жизнь начал ещё в университете. В год поступления взял псевдоним Крис в честь героя романа «Солярис» Криса Кельвина и вместе с Александром Ситковецким создал группу «Високосное лето», где сначала играл на бас-гитаре, а позже на клавишах. Записав три альбома, группа распалась, но её основатели почти сразу же соединились в составе группы «Автограф», которая после рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80» становится всесоюзно известной. Однако Кельми вскоре уходит из неё, уделив все силы собственной группе «Рок-ателье», созданной по инициативе художественного руководителя Ленкома Марка Захарова. В Ленкоме группа участвовала в постановке спектаклей, в том числе знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». В 1987 году Кельми собрал 27 известных музыкантов для записи песни «Замыкая круг», что стало высшей точкой его карьеры. В том же году он начал работать в Театре песни Аллы Пугачёвой. С 1990 года начал сольную карьеру, параллельно работая и в «Рок-ателье». В последние годы жизни страдал хроническим алкоголизмом, от чего и скончался.
Владимир Борисович Кузьмин – певец, композитор и музыкант-мультиинструменталист, Заслуженный и Народный артист России. В 1972 году поступил в МИИТ, где учился на одном курсе с Крисом Кельми, как было сказано выше. Но в отличии от сокурсника университет так и не окончил, хотя вместе им ещё довелось учиться в ГМУ имени Гнисиных с 1983 года. С 1976 года играл в ВИА «Надежда» и есть свидетельства что очень хотел самостоятельно спеть и записать песню «Яростный стройотряд». На запись были приглашены Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Пахмутовой исполнение понравилось, но руководитель «Надежды» Михаил Плоткин был категорически против, так что записи не сохранилось. Около года Кузьмин играл в ВИА «Самоцветы», а в 1979 году вместе с Александром Барыкиным основал рок-группу «Карнавал», где играл до 1982 года, после чего перешёл в «Динамик». Широкую популярность приобрёл благодаря сотрудничеству с Аллой Пугачёвой, с которой спел песню «Две звезды» и гастролировал с ней по СССР и за рубежом в качестве вокалиста и гитариста аккомпаниатора Пугачёвой. В начале 1990-х вместе с «Динамиком» попытался построить карьеру в США, но вскоре вернулся. В 2002 году признан Заслуженным артистом России, а в 2011-ом Народным. На сегодняшний день имеет 31 сольный альбом и 12 различных музыкальных премий.
Евгений Львович Хавтан – музыкант, певец и композитор. С большим трудом окончил МИИТ в 1987 году, отучившись здесь в общей сложности 10 лет. Мешала музыка и тогдашние законы Советского Союза. В 1984 году Хавтана отчислили за возбужденное против него уголовное дело по статье о нелегальной предпринимательской деятельности, то есть за продажу билетов на концерт. Он восстановился, но через полгода опять был отчислен за участие в дачном концерте с Виктором Цоем, Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко. Тем не менее студент Хавтан выучился по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Творческую карьеру начал в институте, в ВИА «Редкая птица» с Сергеем Галаниным. В 1982 году недолго играл в группе Гарика Сукачёва «Постскриптум». Она вскоре распалась из-за творческих разногласий и в 1983 году Хавтан собрал собственную группу, которая через некоторое время получила название «Браво». С 1985 года, когда уголовное дело закрылось за недостатком доказательств и «Браво» вступила в Московскую рок-лабораторию, к группе начала приходить популярность. После множества концертов и фестивалей группа в 1987 году выпускает первый официальный альбом в СССР, который разошёлся тиражом в 5 миллионов экземпляров. За годы существования группа «Браво» записала 15 студийных альбомов, в ней успели поиграть такие музыканты как Жанна Агузарова, Евгений Осин и Валерий Сюткин. Однако лидером всегда оставался Евгений Хавтан. В июле 2018 года он создал проект «Los Havtanos», в котором с кубинскими музыкантами играет авторскую музыку в стиле латино.
Несмотря на то, что РУТ (МИИТ) на протяжении всей своей истории являлся основной государственной площадкой транспортного образования, он никогда не боялся идти против системы – принимал на учёбу евреев во времена антисемитизма и давал возможность выступать на сцене Дворца культуры представителям андеграунда. Это правильная и дальновидная политика. Государственные системы меняются, андеграунд становится классикой, а РУТ (МИИТ) по-прежнему главный транспортный вуз страны, уделяющий большое внимание творчеству.