Некоторое время назад подошла к своему алфавитному концу рубрика «Азбука сценического искусства». Было решено её расширить и углубить. С одной стороны, были рассмотрены далеко не все термины сценического искусства, которые хотелось бы включить в цикл. А с другой стороны идти по второму кругу именно сценического искусства будет уже не так интересно, вторично, а по некоторым буквам почти невозможно. Браться за все области искусства сразу тоже проблематично, слишком уж широкое тематическое поле. Так как у нас Дворец культуры, для кого-то дом, храм искусства, и в любом случае здание, то второй цикл «Азбуки искусства» мы посвятим архитектуре.
Ампир – художественный стиль первой трети XIX века, распространённый в Западной Европе и России преимущественно в архитектуре, интерьерах и декоративно-прикладном искусстве. Термин происходит от французского слова empire – «империя», поэтому стиль иногда называется имперским.
Своим появлением ампир обязан Наполеону Бонапарту. Он хотел, чтобы внешние признаки его правления ассоциировались с величием Римской империи. Первыми исполнителями его воли были придворные архитекторы и декораторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен. Вместе они создали Триумфальную арку на площади Каррузель, возведённую в честь победы Наполеона под Аустерлицем, работали над интерьерами Оперы, Елисейского дворца, Фонтенбло, Сен-Клу, Мальмезона, Компьена и многих других дворцов. Их сотрудничество было настолько плотным, что их прозвали «братьями Диоскурами». После смерти Персье в 1838 году Фонтен спроектировал его гробницу и завещал похоронить его там же, что и было сделано в 1853-ем.
Ампир является завершающим этапом классицизма, с присущими ему колоннами и портиками. Но если классицизм ориентировался на архитектуру Древней Греции и республиканского Рима, то ампир, в полном соответствии с названием, брал в пример эстетику Рима императорского. Это более масштабный и строгий стиль, с множеством военных мотивов в оформлении: щиты, шлемы, панцири, мечи, топоры и копья, а также лавровые венки – символ победителя, и орлы – символ Римской империи. Ампиру свойственен контраст ярких цветов и обилие позолоты. Имперский стиль можно считать последним этапом классицизма, но нельзя назвать его высшей точкой развития последнего. Русский художник, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь считал Персье и Фонтена неумелыми архитекторами и простыми компиляторами, в труде «О русской архитектуре» писал, что «блестящее развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира». Тем не менее это отдельный стиль, который успел сформироваться в весьма короткое время, с 1799 по 1814 годы.
Ввиду постоянных войн Наполеона французский ампир выражен больше в декоре, оформлении интерьеров, мебели и предметах быта. В живописи ярчайшим представителем стиля был Жак Луи Давид, чей «Портрет мадам Рекамье» сильно повлиял на женскую моду того периода, а слово «рекамье» стало вскоре означать хороший вкус, новый стиль и прогрессивность. А вот на возведение монументальных зданий в то время элементарно не хватало денег, времени и человеческих ресурсов. Кроме вышеупомянутой арки на площади Каррузель яркими примерами французского архитектурного ампира можно назвать разве что знаменитую Триумфальную арку на площади Шарля де Голля и Вандомскую колонну. Более масштабных построек наверняка было бы больше, если бы Наполеон вовремя остановил свои походы и воспользовался плодами предыдущих побед, но он пошёл на Россию. Как мы знаем, закончилось это тем, что закончилось правление Наполеона, а вместе с ним сошёл на нет и французский ампир. Точнее сказать, он достался победителю.
До определённого времени Наполеон и Александр I вовсе не были врагами, так что ампир постепенно перетекал в Россию вполне мирным путём. Бонапарт высылал российскому императору альбомы гравюр с изображениями своих походов, Персье и Фонтен тоже состояли в переписке с Александром и делились видами Парижа. В память о заключении Тильзитского мира Александру был подарен большой «Египетский сервиз» севрского фарфора. Кстати, Египетский поход Наполеона тоже имел влияние на развитие ампира. Даже после поражения Франции в 1814 году Персье и Фонтен поддерживали хорошие отношение с правителем победителей, подарили ему 13 альбомов с проектами интерьеров и мебели, просились на службу в Россию. Но Александр предпочёл пригласить к себе ученика Персье Огюста Монферрана, по проектам которого в Санкт-Петербурге были возведены Исаакиевский собор и Александровская колонна.
Русский ампир делят на довоенный и послевоенный, московский и петербуржский, но мы не будем вникать в относительно небольшие различия этих стилей. Главным творцом русского ампира можно назвать итальянского архитектора Карла Росси. В Санкт-Петербурге он создал несколько больших архитектурных ансамблей: ансамбль Дворцовой площади с триумфальной аркой и зданием Главного Штаба, ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, ансамбль Михайловского дворца, ансамбль площади Островского с Александринским театром, а также множество отдельных построек.
Среди других архитекторов Петербурга и их творений нужно упомянуть Андрея Воронихина с его Казанским собором и зданием Горного института, Тома де Томона и его здание Биржи на Стрелке Васильевского острова, а также Василия Стасова с его Нарвскими и Московскими триумфальными воротами, комплексом зданий Академии наук на Васильевском острове, Троице-Измайловским собором, Павловскими казармами на Марсовом поле, интерьерами Екатерининского и Александровского дворцов в Царском Селе.
Основным архитектором московского ампира считается Осип Бове. В отличии от Росси, тоже итальянца по происхождению, Бове родился в России, учился и работал только здесь. Ему была доверена реставрация Москвы после пожара 1812 года. Театральная площадь с Большим театром, Манеж, Александровский сад, Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова), Триумфальная арка у Тверской заставы (ныне у парка Победы) – всё это дело рук Осипа Бове. Также он построил множество церквей и соборов, не относящихся к ампиру.
К середине XIX века ампир в России и Европе сменяется эклектикой и историзмом – набором стилей с приставкой нео: неоготика, необарокко, неоклассицизм, неомавританский стиль и так далее.
Отдельно стоит сказать о так называемом сталинском ампире, существовавшем в СССР в середине ХХ века. Это уже вовсе не классический ампир, он сочетает в себе и его, и неоклассицизм, и арт-деко, и постконструктивизм, а порой и неоготику. Наиболее знаменитые постройки этого стиля – сталинские высотки в Москве, а также оформление множества станций столичного метро, Театр Красной Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии), главный павильон ВДНХ и другие. Постройки в стиле сталинского ампира есть также в Европе и Азии. Наш Дворец культуры Российского университета транспорта построен в переходную эпоху между конструктивизмом и сталинским ампиром, в чём каждый может убедиться, сравнивая интерьеры разных этажей.