Азбука архитектуры. Д – декор

Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его экстерьера, интерьера, а также предметов быта. В архитектуре под этим термином иногда понимают неконструктивные части здания. В переводе с латыни decor — «приличие», «пристойность», «совместимость».

Для начала пару слов скажем о происхождении термина. В Древнем Риме было два близких понятия для украшения, глаголы ornare и decorare. Первый предназначался для прикладных целей, например, оснащения легионера красивым, но абсолютно функциональным доспехом. Второй использовался в значении возвеличивания, например, для увенчания лавровым венком полководца-триумфатора. При этом важной частью второго понятия была уместность украшения. Если тот же полководец-триумфатор в лавровом венке, пурпурной мантии и богатых доспехах шёл в термы (общественные бани), это было уже неподобающе, непристойно, и уже не имело отношения к decorum. От первого глагола впоследствии произошло слово «орнамент», который может являться частью декора.

Орнамент Древнего Рима, Помпеи

Со времён античности вплоть до XIX века между художником и ремесленником не делалось различий. Соответственно и декоративное искусство было частью художественного и монументального. Античные мастерские и средневековые гильдии следили за качеством изготовления и художественным мастерством. Конечно, был более дешёвый, массовый и простой продукт, который сейчас никто не назвал бы искусством, а был более дорогой, который впоследствии мог попасть в музей. Тем не менее изначально предметы декоративного искусства производились в прикладных целях, а вовсе не для выставок.

Библиотека дворца Сан-Суси, Потсдам

С наступлением промышленной революции начала XIX века и появлением массового машинного производства понятия художественного и декоративно-прикладного искусства разошлись, так как достаточно быстро вновь возникла потребность в художественному промыслу, но уже успело появиться современное понимание высокого изобразительного искусства и утончённого художника, который его создаёт.

Современный декор может быть архитектурным, скульптурным, живописным, сильно различным по технике выполнения и материалам. Различают «активный» и «пассивный» декор. Первый связан с функцией и формой, например, древнегреческие кариатиды, статуи девушек, заменяющие колонны. Второй является лишь поверхностным украшением, например, тот же орнамент.

Портик кариатид Эрехтейона, Афины

Кроме упомянутых только что кариатид и орнамента примеров декора настолько много, что можно создавать отдельный подраздел нашей рубрики. Вот некоторые из них.

Арабеска – разновидность орнамента из геометрических фигур и стилизованных растений, отличается симметричностью и измельчённым характером рисунка.

Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, первоначально часть ионического ордера Древней Греции.

Волюты

Горгулья – водоотвод в виде фантастических существ на готических зданиях.

Изразцы – облицовочные керамические плитки со специальным выступом для крепления с тыльной стороны. Издревле украшались различными изображениями и орнаментом.

Картуш – декоративный элемент в виде обрамлённого завитками свитка или щита с гербом, эмблемой или надписью.

Картуш

Лепнина – рельефные украшения на фасадах и в интерьерах из гипса, штукатурки или реже бетона.

Мозаика – техника декорирования какой-либо поверхности, основанная на прикреплении к общей основы кусочков материалов, различных по цвету, текстуре и фактуре.

Наличник – резная накладная планка вокруг окон или дверей. Как и другие элементы русской избы наличники имели не только декоративное, но и сакральное значение.

Наличники

Панно – живописное монументальное произведение на стене, может быть выполнено в технике фрески, мозаики, барельефа или иначе. Также картина на холсте, которая постоянно занимает определённый участок стены.

Рельеф – выпуклое изображение на плоскости. Есть несколько его разновидностей, из которых наиболее известны барельеф (выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма) и горельеф (выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма).

Рельеф алтаря храма Зевса в Пергаме

Фреска – техника стенной росписи по сырой штукатурке.

Самый современный декор может быть даже вовсе не материальным, к примеру тематическое освещение или голограммы, дополненная реальность. Стремление человечества к украшению окружающего пространства не знает границ.