Азбука архитектуры. О – ордер

Ордер – тип архитектурной композиции, а также система несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, включающая состав и форму элементов, в том числе их пропорции. Термин происходит от латинского слова ordo — «строй», «ряд», «порядок».

Современное архитектуроведение по сути уже отошло от понимания ордера как конструктивной системы, слишком уж хаотична его история и неоднозначна теория. Но как образ классической художественной конструкции ордер до сих пор актуален и обязателен к изучению во всех архитектурных и искусствоведческих учебных заведениях. Познакомимся с ним и мы, хотя бы в общих чертах, без проникновения в глубины и тонкости.

Теоретическое обоснование ордерной системы впервые встречается в трактате «Десять книг об архитектуре» римского учёного, архитектора и механика второй половины I века до н.э. Марка Витрувия Поллиона. Но ордер в самом широком смысле слова, его идея и общие черты просматриваются ещё в первобытных дольменах, проявляются в древнеегипетской и крито-микенской культурах, и чётко формируются в Древней Греции к VI веку до н. э.. Витрувий выделил три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский.

Витрувий

Можно назвать следующие главные элементы архитектурного ордера. Основание называется стереобатом и располагается на верхнем ряду кладки фундамента. На верхней части стереобата, которую ещё называют стилобат, стоят колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. В зависимости от ордера у колонны может присутствовать или отсутствовать дополнительный элемент у основания – база. Колонны венчает капитель, которая также в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой подушечки), абаки (квадратной плиты), волют (декоративных завитков) и других. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, тоже в свою очередь разделяется на части: карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля; фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку; архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

Схема дорического и ионического ордера

Дорический ордер – самый древний и массивный, сформировался в начале VI века до н. э. в материковой Греции. Витрувий сравнивает его с мужским телом. Наиболее простой и в то же время монументальный ордер с относительно небольшим количеством декоративных элементов. У колонн отсутствует база, сами они заметно утончаются в верхней части и покрыты каннелюрами – желобками или бороздками, которые в дорическом ордере были неглубокими, с острыми краями, переходили одна в другую, не оставляя гладкой поверхности ствола колонны. Наиболее известный пример дорического ордера – Парфенон (на изображении в «шапке» статьи), хотя у него есть элементы ионического ордера. Больше соответствует чистому дорическому ордеру храм Афайи на острове Эгина.

Храм Афайи на Эгине

Ионический ордер полностью сформировался в V веке до н. э. в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Витрувий видит в нём утончённость женского тела. Наиболее яркая отличительная черта – наличие у колонн декоративных завитков – волют. Также у колонн появляется база, утончение в верхней части менее заметно, а каннелюры отделены друг от друга полосками поверхности ствола колонны. Расстояние между колоннами ионического ордера приближается к пределу конструктивных возможностей материала и могло достигать 8,5 метров. Наиболее известное здание – храм Артемиды Эфесской, одно из «Семи чудес света», которое до наших дней практически не сохранилось. В качестве живого примера можно привести Эрехтейон, один из храмов афинского Акрополя.

Эрехтейон

Коринфский ордер появился ближе к концу V века до н. э. и по сути являлся более насыщенной декором переработкой ионического ордера. Витрувий находит в нём черты девичей стройности – колонны несколько выше и стройней ионических. Наиболее заметное отличие в капители – верхней декоративной части колонны, которая в коринфском ордере выполнялась в виде чашечки цветка, формы которой весьма разнообразны. В качестве примера приведём храм Зевса Олимпийского в Афинах. Однако сами греки считали коринфский ордер более пышным вариантом ионического, к расцвету он пришёл уже при римлянах. Греки вообще не обращали особого внимание на разделение ордеров, они часто сочетали их между собой. Например, храм Аполлона в Бассах несёт в себе элементы всех трёх вышеописанных ордеров.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах

Теорией занимались более поздние архитекторы, не только римские, но и итальянцы эпохи Возрождения, да и современная мысль не оставляет эту тему в покое. Ученые выделяют ещё несколько римских ордеров, но с ними ещё более запутанная история. Даже если брать описанный ещё Витрувием тосканский ордер, который определяется отсутствием у колонн базы и каннелюр. По всей видимости римляне наследовали его от этрусков, а те у греков, как свой вариант дорического ордера. Когда же Римская империя покоряет Грецию, та вновь влияет на её архитектуру и в тосканском ордере появляется база. В общем, всё сложно. В этой статье в качестве отличительных элементах приводятся далеко не все признаки разных ордеров, мы обещали не погружаться слишком глубоко в тонкости дела.

Ордерность присуща не только античной и европейской, но и византийской, арабской, азиатской, древнерусской и даже самой современной архитектуре. В изначальном и широчайшем смысле слова ордер – это порядок. Без него архитектура – только нагромождение камней.