14 ноября во Дворце культуры Российского университета транспорта состоялся гала-концерт Международного творческого фестиваля студентов транспортных вузов «ТранспАрт-2022». Фестиваль идёт с 2009 года и прерывался пандемией один раз полностью, а другой на дистанционный вариант, поэтому формально он 13-й. И вот он вновь проходит в очном формате, получил статус международного и принёс РУТ (МИИТ) множество наград.
Подготовка к таким масштабным событиям никогда не проходит гладко. Это сложный и нервный процесс с кучей ошибок, недоработок и недовольных участников. Однако после реализации голоса недовольных обычно пропадают в аплодисментах и радостных криках. В этот раз тоже было сложно, но подробности тут, наверно, ни к чему. В день гала-концерта на этапе встречи гостей всё прошло в штатном режиме, не было лишнего столпотворения и очередей, суеты организаторов, по крайней мере внешне заметной. Помощники стояли у каждой двери и на поворотах коридоров. Когда-то в прошлой жизни мы называли их хелперами. Но, пожалуй, не все заимствования необходимы русскому языку.
Очень круто и современно смотрелось оформление сцены – огромный триптих экрана. Не все к такому привыкли и его преимущества многим помещали. В стремлении красиво оформить сценический номер некоторые университеты переусердствовали и отвлекли внимание от самих номеров. К этому я буду периодически возвращаться.
Ведущим выступил Сергей Жилин. Сразу же ошибся в произношении полного названия фестиваля. Но не потерялся, исправился, и далее все мелкие оплошности на сцене списывал на несчастливый порядковый номер мероприятия.
Не мудрствуя лукаво, перейду к краткому описанию выступлений в соответствии с их порядком. Сразу оговорюсь, что исполнительский уровень у всех участников был очень высоким. Каждый раз напоминать об этом бессмысленно, так что если отдельных комментариев о качестве нет, то это значит, что претензий к нему никаких.
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова) – г. Санкт-Петербург, «Времена года».
Видеовизитка стильная – ребята в чёрном танцевали в подсвеченном кабинете, но вот голос, который бухтел что-то о культуре было слышно очень плохо.
Сам номер представлял из себя стилизованный танец под миксы народных песен. Концепция смены времён года просматривалась разве что на экране, где разворачивалась узорчатая красота, отвлекающая от самого танца. Точнее нескольких танцев, сшитых в одно полотно. Такая блочная структура была у многих университетов – хронометраж по условиям конкурса оказался великоват для цельных номеров. Готовьтесь, я буду часто об этом говорить.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) – г. Хабаровск, «От Волги до Енисея».
Неплохая видеовизитка коллектива «Планета Голливуд», который спрашивал народ на улицах, что они ожидают от них увидеть, и исполнял желания. С юморком. Например, хулиган попросил «нормальные» костюмы, как у него – спортивки.
Но на сцене они, конечно же, были в нормальных костюмах, без кавычек. Классика у парней, чёрные вечерние платья у девушек. Песня «От Волги до Енисея» была едва ли не самой популярной композицией на этом концерте. Если бы они выступали позже, когда зал разогрелся, может им бы даже подпевали. Но больше в номере ничего экстраординарного не было.
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова) – г. Новороссийск, «Эх, Россия-матушка!»
Видеовизитка шоу-группы «Терра» о том, что они такие разные, но одна команда. Снято качественно, но сюжета практически не было, просто некоторая деятельность на небольшой яхте и проговаривание текста.
Песня про Россию, с танцами, в ярких лубочных костюмах, с сабельными трюками и речитативом под конец. На экране природа всякая, цветочки, не отвлекало. Но раз уж я начал обращать внимание на органичный фон, значит становилось скучно из-за продолжительности номера. Это был первый раз, но не последний.
Донецкий институт железнодорожного транспорта (ДонИЖТ) – г. Донецк, «Музы песен сводный брат».
В видеовизитке просто кадры Донецка, в первой части мирного, во второй воюющего.
На сцене девушка читала стихотворение о палехской миниатюре. Под конец забыла слова и не стала продолжать по быстрому согласованию кивком головы с руководителем за кулисами. Невозможно быть строгим к этому, это Донецк, надо понимать ситуацию. Будем надеяться, что для «ТранспАрта» они сегодня, как ИМТК для творческих мероприятий РУТ в прошлом или АВТ сейчас – то есть будут расти и адаптироваться.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) — г. Санкт-Петербург, «Казачий крест».
Видеовизитка невнятная. Почему-то танцуют на некой ферме. Возможно, это очень авиационная ферма, я не знаю. Ребята явно не ищут лёгких путей, как и было сказано в тексте.
Явственно блочный номер с двумя танцами, разделёнными стихотворением, прочитанным нарочито срывающимся голосом, видимо, чтобы вызвать у зрителей порыв праведного гнева. Но в потолок никто стрелять не стал. Фоном одного танца был клип Шамана «Я русский», хотя лицо его так и не показали. Фоном второго круто снятые казачьи трюки на лошадях, которые только отвлекали внимание, и кадры из фильма «Тарас Бульба». По моему вниманию к фонам вы уже можете понять, что сопутствующее оформление победило сам номер. Сами виноваты, не надо было так делать. Напомню, что если я не говорю о качестве исполнения, то оно хорошее. К фестивалю участники и правда готовятся всеми силами.
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) – г. Самара, «Кибер-Русь».
В видеовизитке рассказывают что-то о народном искусстве под кадры досуга в национальных костюмах. Я понимаю, что такова тема фестиваля, но такая протокольная патетика просто скучна.
Вот номер выделился на общем фоне, тут ничего не скажешь, оригинальненько. Даже председатель жюри Константин Анатольевич Пашков позже его отметил. Выкатили печь iivan 3000. Скоморохи на джамперах – пружинных ходулях (давайте придумывать им отечественное название: попрыгунчики, прыгунцы, скачули?) Киборги со светящимися мечами. Некий серый монстр. Визжащая девчонка в кресле. В конце стена печи открылась, а там Иван тяжело дышал в противогазе. Всё это под народную песню. Очень интересно, но ничего не понятно. А в первоначальном варианте, как мне рассказали, Иван ещё и умирал в конце. Когда там уже премьера «Киберслава»? Народ давно ждёт, Самаре прямо невтерпёж.
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) – г. Санкт-Петербург, «Огонь знаний».
Видеовизитка снята в вечернее время на фоне главного здания университета, чтобы огонь выгоднее смотрелся. Видимо снимали недавно, все в куртках и с явно замёрзшими лицами. Большинство других университетов снимали заранее, судя по погоде на кадрах.
На сцене пели песню «Гори, гори ясно», которую оформили танцем с фонариками. На экране тоже огонёчки – органично. Добавили красивую часть в полной темноте. Выходили на сцену из зала и в конце номера вернулись в него. Получилось одно из лучших выступлений по моему мнению.
Волжский государственный университет водного транспорта (ВГУВТ) – г. Нижний Новгород, «Искусство – это ты».
В видеовизитке танцевали на пристани под размышления о танцах – непритязательно.
На сцене размышления о природе искусства продолжились, служили перебивками между тремя танцами: народный, танец в тельняшках под песню «Долгая река», который символизировал ожидание парня из плавания, и более современный танец в толстовках. Общин черты танцев – простая хореография и плавность. Но учитывая количество размышлений о танце можно сделать вывод, что ребята на самом деле любят это дело и знают пределы своих возможностей, что достойно уважения.
Продолжая неожиданно всплывшую тему англицизмов предположу, что можно же было концептуально назваться не Water crew, а «Группа воды», например, как группа крови, только «Группа воды».
Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) – г. Москва, «Народная татарская песня».
Видиовизитка об университете в ретро стиле, с юмором и явным влиянием Антона Лапенко.
На сцене в полном соответствии с названием номера сольно и а капелла была исполнена татарская народная песня о том, как девушки ждут своих любимых. Спето хорошо, но естественно номер проигрывал на фоне других, более массовых и динамичных.
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского) – г. Владивосток, «Легенды Уссурийской тайги».
Видиовизитка снята небрежно. В начале говорили текст на фоне выходящих из здания университета других курсантов, которые смотрят на артистов и в камеру. Можно же было на минутку перекрыть вход и сделать ещё дубль. В конце их слова заглушает сильный ветер. Можно же было записать дорожку в помещении. В середине танцуют «Казачок», что никак не связано со сценическим номером или мореходством.
На сцене показали некие шаманские и племенные пляски на фоне рисования песком по стеклу. Хореографически просто, но в костюмах и полутьме смотрелось атмосферно, с привкусом какой-то древней таинственной мистики. Так что свет, который изредка освещал их полностью, портил картину. Но в целом вышло оригинально, запомнилось.
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) – г. Екатеринбург, «Тайны Медной горы».
Очень прикольная видеовизитка о парне и девушке, которые на экскурсии в музее попали в некое мультяшное историческое пространство – необычная и качественно выполненная находка.
На сцене песня о сердце каменной хозяйки под аккомпанемент живого трио: электроударные, бас, балалайка. Массовая подтанцовка в наличии. Сольный пластичный танец девушки в роли ящерки на камне подан аперитивом. Крепко, связно, концептуально, органично – один из лучших номеров фестиваля.
Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ) – г. Новосибирск, «Река Сибири».
Сюжетная видеовизитка о парнях, которые гуляют вдоль реки, видят университет и проходятся по нему экскурсией под текст, стилизованный под старорусскую речь – просто и понятно.
Сценический номер получился лоскутным: варганы, русская песня, горловое пение, женский вокал от персонифицированной реки. Всё это на фоне речных пейзажей, конечно. Но когда о фоне вспоминаешь последним, значит номер удался. Особенно горловое пение – пробрало до позвоночника. А вот российские триколоры в конце показались лишними, государственность и народность – это немного разные вещи.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) – г. Москва, «Ночная дорога».
Тринадцатый коллектив на тринадцатом фестивале в видеовизитке сперва нагнал депрессии осенних московских дорог. Потом действие перенеслось в университет, ребята озвучивали какие-то свои размышления о жизни, по очереди выходя на сцену прямо во время ролика. В итоге получилось неожиданно трогательно.
На сцене спели песню о трудных дорогах, без которых ещё хуже. Простенько, без спецэффектов и театрализованного оформления, но это почему-то сработало. Очень по-человечески получилось, без показухи. Но о хронометраже всё равно задумываешься.
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) – г. Новосибирск, «Русская рать».
Видеовизитка явно склеена из красивой профессиональной части и самодельной студенческой. Попытка читерства провалилась. Можно использовать русское слово мошенничество, но оно звучит обидней.
На сцене чисто мужской коллектив народного танца «Свирель» выступил под песню о богатырях. Всё вроде хорошо, но дайте коня мне да добрый меч, чтобы всем хронометраж порубить.
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) – г. Ростов-на-Дону, «За Россию».
Видеовизитку не очень понял. Парня сбивает телега. Она же довозит его до застолья, где ждёт коллектив в национальных нарядах. Он переодевается при помощи спецэффекта. Имя героя, название коллектива. Но снято качественно, этого не отнять.
И вновь на сцене чисто мужской, на этот раз вокальный коллектив в цивильных костюмах без галстуков. На фоне кадров своего вуза и природы поют про горсть землицы и Божий храм. И очень классно поют. Вероятно, это был наиболее профессиональный вокальный коллектив фестиваля. Однако к тому моменту уровень патриотичности в окружающей атмосфере уже зашкаливал, начинало надоедать.
После выступления поздравили с днём рождения своего руководителя, Заслуженную артистку РФ Асю Компаниец.
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА) – г. Ульяновск, «Иван да Марья».
Видеовизитка о празднике Ивана Купала. Участники коллектива отмечают его на природе, в процессе чего складывается одна парочка. О ней и история сценического номера – хорошая связка.
Поют и танцуют под песню о куполах Ивана Купала на фоне динамической картинки русской природы. Мало кто использовал такой вид оформления, а ведь он наиболее подходящий, как мне кажется – красивый, не статичный, но в то же время не мельтешит и не отвлекает. Напоминаю ещё разок, если о качестве исполнения молчу, значит оно на хорошем уровне. А то может показаться, что я только на фон обратил внимание.
Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ) – г. Гомель, «Полёт».
Университет, сделавший фестиваль международным, приехать не смог. Прислали запись своего номера из гомельского зала. Парень пел о лебедях, девушки в белом плавно танцевали. Номер красивый и мог бы побороться за призовое место, если бы ребята приехали. Ну или хотя бы можно было записать песню на студии и поменять ролику звуковую дорожку, чтобы масса белорусского воздуха не скрадывала качество вокала. Забавно, что там даже аплодисменты были своими, записанными, так что зрители в зале даже как-то растерялись и весьма скромно отреагировали.
— А вы что, и хлопать за нас будете?
— Ага.
Ждём в следующем году в гости. Конкуренцию создать явно получится.
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) — г. Иркутск, «Там, где хорошо».
Видеовизитка коллектива современной хореографии Nova предстала в форме рассказа о нём с кадрами с репетиций. В данном случае претензий к латинице нет, это устоявшееся научное обозначение новой звезды.
Логично, что и на сцене ребята показывали современную хореографию. И хотя фонограмма была с народными мотивами, но тем не менее выступление выгодно выделялось на фоне других полностью народных номеров, от которых успела накопиться усталость.
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) – г. Москва, «Казачий пляс».
Видеовизитка про Российский университет творчества – немного кадров с репетиций плюс информация об объединении двух коллективов для участия в «ТранспАрте». В конце на разных языках сказали сакраментальную фразу «Мы создаём движение».
На сцене буря и натиск – отрывки нескольких казачьих песен, казачьи танцы с рубкой на саблях, мощно и задорно, как умеет «Юность». Вокалисты тоже не подвели. С фоновым оформлением правда заметно проиграли, поставили архивные кадры Великой Отечественной войны, которым заметно не хватало разрешения, и они распадались на пиксели. Их по этому поводу не стали растягивать на весь триптих экрана, ограничившись только центральной частью. Под конец показали современные пуски ракет и закончили номер под их разрывы на земле. Заканчивать выступление под взрыв уже давно немного моветон, но в остальном претензий нет.
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – г. Омск, «Русь».
В видеовизитке сказочный царь представил выступающий коллектив в стихах, с графически обработанными фотографиями каждого исполнителя – молодцы, заморочились.
На сцене мощно и красиво пели про Русь. На динамическом фоне травы летели на крылатом коне через тысячелетия. Удачный номер, несмотря на то, что патриотизм уже подкатывал к горлу.
По окончании концертной части я откровенно говоря уже думал какой американский боевик, вроде «Рэмбо 3», посмотреть дома, чтобы снизить уровень патриотизма в крови до нормы. Поймите меня правильно, сложно сохранить интерес, когда тебе показывают 20 номеров одной тематической направленности. И конечно никакого боевика я не посмотрел, я писал этот репортаж.
Перед церемонией награждения Александр из шоу-группы «Терра» сделал предложение руки и сердца партнёрше по коллективу Анастасии. Та не отказала.
Сама церемония прошла не идеально. Некоторое время не могли найти дипломы победителей в номинации «Лучшая видеовизитка», потом не вовремя вывели лауреатов номинации «Сценическое искусство» на эту самую сцену. Но давайте вслед за ведущим спишем это на несчастливый порядковый номер фестиваля. К тому же, как было сказано в концовке победившего в номинации «Студенческая журналистика» сюжета, «ТранспАрт» – это, кроме всего прочего, ещё и ашибки.
Вручение наград складывалось таким образом, что с каждой номинацией оставалось всё меньше и меньше интриги по поводу гран-при – во всех РУТ (МИИТ) брал призовые места, за исключением «Студенческой журналистики». А уж после первого места в «Сценическом искусстве» сомнений не осталось. Гран-при достался Российскому университету транспорта. СГУПС дышал в спину, но не добрал призовых мест в трёх номинациях. Все математические подробности соревнования можно посмотреть в официальной группе РУТ «ВКонтакте».
Поздравляю всех причастных к столь впечатляющей победе. Но в своей критической манере призываю не расслабляться. Ещё есть куда стремиться – РУТ выиграл не во всех номинациях.
С уважением, Андрей Козлов