Можно и не быть
поэтом, но нельзя терпеть, пойми, как кричит полоска света, прищемлённая
дверьми!
Андрей Вознесенский
19 февраля, когда вся прогрессивная Армения праздновала День дарения книг, во Дворце культуры Российского университета транспорта (МИИТ) состоялся конкурс чтецов «Февральские чтения».
Танцевальный зал наполнился атмосферой литературных салонов XIX века, чему способствовал приглушённый свет и тихие мелодии в исполнении Николая Мерзликина. Слушатели могли расположиться в импровизированном партере и за столиками, обрамляющими этот условный салон. Условный, потому что это всё же был в первую очередь конкурс, а значит здесь были победители, проигравшие и жюри:
Олег Иванович Федотов – доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы МПГУ;
Леонид Владимирович Фокин – учредитель литературных журналов «Литосфера» и «Тропы»;
Надежда Юрьевна Филиппова – режиссёр, продюсер, заместитель директора АНО «Содружество работников праздничной индустрии»;
Александр Владимирович Валов – специальный представитель фонда «Русский мир».
В качестве конферансье выступила Полина Юданова.
Конкурс проходил по трём номинациям: «Авторское слово», «Проза», «Поэзия». Именно в такой последовательности чтения и проходили.
Сразу хочется похвалить зрителей. По всей видимости это были люди, исключительно заинтересованные в происходящем, ибо тишина стояла гробовая. Эпитет, может быть, в данном случае не самый подходящий, зато идеально передающий суть. Слышно было каждое поскрипывание паркета под ногами фотографов, малейшее движение стульев, смещаемых на более удобные позиции, и даже тихое пощёлкивание кнопок на моей клавиатуре. Одна проблема – в этой идеальной тишине не всегда было слышно самих чтецов. Скромность или отсутствие опыта выступлений подвели открывавшую конкурсную программу Анастасию Полунину, Антона Рублёвского и некоторых других. При этом микрофон в распоряжении чтецов имелся, но им мало кто пользовался. Кому-то хотелось жестикулировать и прохаживаться по сцене, как Дарье Утянской, а кто-то, может быть, просто не умел с ним работать и понадеялся на свои связки. Но ведь он для того и есть, чтобы излишне не напрягаясь, передавать интонациями чувства. И чтобы всем было хорошо слышно, конечно, кому интересно эти чувства воспринять. Лучше всех микрофоном воспользовалась Екатерина Кузьмина, читавшая «Злость» Евгения Евтушенко. Читавшая шёпотом, где он нужен был по сюжету, и все её при этом прекрасно слышали.
Если не считать этого нюанса, качество исполнительского мастерства у большинства конкурсантов было на весьма достойном уровне. Особенно в номинации «Проза». В несколько меньшей степени это касается номинации «Авторское слово». Но хороший поэт не всегда хороший исполнитель. Тем не менее, лично для меня это была самая интересная часть конкурса, потому что чужие высказывания профессионалов от литературы всегда можно научиться красиво ретранслировать, а красиво выразить свою собственную мысль гораздо сложней. Да и чуть больше смелости нужно.
По правде сказать, мысли эти были вполне типичными для юношеского возраста, в основном о любви, а также о своём месте в неуютном окружающем мире. Таковы были произведения Александры Кондратьевой, Ивана Кузнецова или Егора Жучкова. Последний, кстати, передал достаточно стандартный смысл необычными, буквально-таки архитектурными образами. Но ведь не о реформах ЖКХ и старости писать студентам. Впрочем, как одно из лучших я для себя отметил стихотворение под названием «Кто же убил юность?» Дмитрия Калинина – яркие образы, интересные эпитеты, большой словарный запас. Иногда рифмовка казалось простенькой, но это уже придирки.
Как я уже говорил, исполнительское мастерство у большинства конкурсантов было на высоте. Но есть классическая форма подачи стихотворения, с яркими интонациями, жестикуляцией и туманным взором в неведомые глубины человеческого духа. А есть подача лёгкая и непринуждённая, приближённая к обыкновенной разговорной речи, но при этом не менее проникновенная. Вторая несомненно сложней, поэтому хочется отметить в том отношении Вячеслава Козлова и Эльзу Ахмадулину. Последняя расслабилась и читала потоком сознания во второй половине выбранной ей «Флейты-позвоночника» Владимира Маяковского, первая половина была исполнена во вполне классической манере, что впрочем тоже необычно для прочтения рубленных текстов Маяковского.
Главный пролетарский поэт и один из самых больших новаторов ХХ века оказался наиболее востребованным на «Февральских чтениях». Его стихи использовали трижды. Кроме уже упомянутой Эльзы Ахмадулиной, которой с таким именем и фамилией сам Бог велел не чураться поэзии, Диана Титькова читала «Лиличку», облачившись при этом в жёлтую кофту, которой в своё время Владимир Владимирович мозолил глаза респектабельной публике, привыкшей к классическим костюмам. А «Стихами о советском паспорте» закрывала конкурс Елизавета Хаустова, подошедшая к этому делу с толикой эпатажа и разодевшись в мужской костюм и кепку, вполне в стиле позднего Маяковского. Она здорово сыграла на образе, и интонационные перегибы, которыми грешили некоторые чтецы, здесь смотрелись уместно.
Другой эпатажный автор начала ХХ века, Даниил Хармс, звучал из уст Анны Орловой. Причём не только из уст. Анна разыграла небольшую сценку с топотом, стуком и подсаживанием к столикам жюри. И у меня есть подозрение, что публика, погружённая в серьёзные мысли другими чтецами, несколько не ожидала услышать рассказ о том, как Даня Хармс бьёт морду своим гостям и поливает их кипятком.
Очень чувственно, чуть не плача, читала свой текст Виктория Коротенко. Анастасия Поварчук с текстом Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» едва не довела до слёз уже зрителей. И самым натуральным образом потекли они из глаз Елены Жуковой, после того, как она напрочь забыла концовку «Письма к женщине» Сергея Есенина. Но этим и ценен конкурс: не только переживанием звучащих строк, но и переживанием за качество их исполнения. За это хочется поблагодарить всех участников. И поздравить победителей.
Номинация «Авторское слово»:
1 место — Дарья Утянская (ИПСС);
2 место — Дмитрий Калинин (ИТТСУ);
3 место — Александра Кондратьева (ЮИ).
Номинация «Проза»:
1 место — Анастасия Поварчкук (ИТТСУ);
2 место — Анна Орлова (ИЭФ);
3 место — Александр Тудовши (ИУИТ).
Номинация «Поэзия»:
1 место — Елизавета Хаустова (ЮИ);
2 место — Артемий Кагиров (Гимназия РУТ);
2 место — Сурен Авагян (ИУИТ);
3 место — Мария Литвиненко (ИУИТ);
3 место — Денис Баженов (ИТТСУ);
3 место — Оксана Мазурок (ЮИ).
Специальный приз от Российской академии транспорта достался Анастасии Поварчук.
Андрей Козлов